Выставки

Посмотреть альбом в формате PDF

Выставка в городе Ждяр над Сазовой, Чехия
2012 г.

ОБРАЗЫ НЕБЕС
Серия работ «ТОТЕМ. ВОГУЛЬСКИЕ РИСУНКИ»

Однажды в мои руки попала старая потертая папка с необычными, загадочными рисунками. Ее дала мне Жанна Александровна Дрогалина, вдова Василия Васильевича Налимова, в архиве которого и хранилась эта папка. В папке наряду с рисунками был еще небольшой альбом с прорисовками пером и тушью, подписанными в старой орфографии. На альбоме надпись «Вогульские рисунки». Сами рисунки из папки выполнены коричневой акварелью на тонкой полупрозрачной бумаге и выполнены с кропотливостью и мастерством. Они меня очень заинтересовали своеобразной пластикой и первобытным магическим языком, говорящим о глубокой духовной взаимосвязи человека и природы. Это как бы закодированные тексты, послания исчезающей «тотемной» цивилизации, сокровенные рассказы об окружающем мире.

Что же это за рисунки и кто такие вогулы?

Все по порядку.

Отец Василия Васильевича Налимова – Василий Петрович Налимов, был известным антропологом, географом и этнографом, профессором Московского университета. Будучи по национальности коми (он родился в 1879 году в селе Выльгорт близь г. Усть-Сысольск, ныне Сыктывкар, в семье пама – белого шамана) посвятил свою жизнь изучению культуры финно-угорских народов – зырян, пермяков и других этносов, населяющих европейский Север, Урал и Западную Сибирь. Он участвовал во многих энографических экспедициях, печатал научные труды в отечественных и зарубежных изданиях, в энциклопедических словарях. В 1938 году Василий Петрович во второй раз был арестован по обвинению в «угро-финском национализме» и в 1939 году умер в сыктывкарской тюрьме, активно сопротивляясь обвинителям.

Можно предположить, что рисунки в папке, удивительным образом уцелевшей после двух арестов и обысков, – это материалы одной из его экспедиций в начале ХХ века в края вогулов (манси) и остяков (хантов) – коренных племён Западной Сибири, которые обитали в районе рек Обь и Конда и занимались в основном охотой и рыболовством. Кстати, фамилия Кандинский произошла от названия реки Конда – предки великого художника оттуда. К сожалению, в наше время культура этих племен стремительно исчезает, и такие находки становятся бесценными документами, имеющими не только историческое, но и культурное значение. Это по существу ускользающая «Вселенная смыслов» и, возможно, один из последних осколков легендарной Гипербореи.

Поэтому я взял на себя смелость по-своему интерпретировать некоторые образы и символы вогульских рисунков – дать им новую жизнь. Мог ли думать художник, нарисовавший эти рисунки, что через сотню лет они попадут в руки другого художника и станут темой творческих размышлений?

Алексей Дьячков